Шамиль Завуров: «Хабиб сам говорит, что ему нужно победить именно Фергюсона»

Один из самых опытных бойцов Дагестана не перестает удивлять своей формой и работоспособностью. Несмотря на травмы, Шамиль уверенно идет за миллионом долларов, одерживая победу за победой в Гран-при Road FC.

В интервью Blood&Sweat дагестанский боец рассказал о трудностях подготовки, влиянии питания на функционалку и, конечно же, оценил готовность Хабиба Нурмагомедова к поединку за пояс.

«Никогда с весом проблем не было»

— До боя остается чуть больше месяца. Нужно сделать один победный шаг в полуфинале, и затем уже ты уже будешь драться за миллион долларов в Гран-при Road FC. Подготовку ты проходишь Махачкале, а не в Грозном, как это обычно бывает. Почему?

Вообще я думал, что подготовку буду проводить в «Ахмате». Там самые лучшие условия, много спарринг-партнеров. Но врач, с которым я работаю, находится в Махачкале. Утром и вечером после тренировок я хожу к нему на иглотерапию и другие процедуры. После каждой нагрузки мне нужно восстанавливаться. Только поэтому решил не ехать на сборы в «Ахмат». Руководство пошло мне на встречу.

— Беспокоят травмы?

— Да, у меня были проблемы с позвоночником — пять или шесть грыж в поясничном и шейном отделах. В любое время они могут дать о себе знать. Не помню, когда у меня получалось подготовиться к бою без травм.

Я ездил в Германию, проводил там лечение. Грыжи в шейном отделе после этого уже не беспокоили, стало значительно легче. А вот поясничный отдел пока тревожит. Причем не получается пока за него взяться. Позвоночник — это дело серьезное. Нужно брать перерыв и лечиться достаточно долгое время. Однако у меня Гран-при, я не могу выбыть из него. У нас с этим строго — если пропустил один бой, то вылетаешь. Даже если у тебя травма или с визой проблемы. Есть запасные бойцы, которые могут тебя заменить. Поэтому не могу себе позволить взять паузу. Стараемся процедурами улучшить ситуацию.

— Наверняка у тебя уже началась весогонка?

— Диету начинаю заранее — за три недели или за месяц. Мне комфортно держать ее и тренироваться. У меня своя методика: обычно я всегда записываю, что ем, сколько пью и как тренируюсь. А потом, когда начинаю подготовку, то открываю свой блокнот и все вспоминаю. Поэтому у меня никогда с весом не было проблем.

— Сколько обычно гоняешь?

— Максимально 9-10 кг, что не очень много для ММА. Даже у нас в «Ахмате» есть те, кто гоняет по 15-16 кг.

Знаете, когда я в полусреднем выступал, практически ничего не гонял. Тогда я по сравнению со своими соперниками выходил очень маленьким на бой. Я и сейчас выгляжу меньше, чем оппоненты. В бою могу быть 77 кг, а мой противник на 3-4 кг больше. И это видно бывает.

— Было время, когда ты выступал в полусреднем дивизионе, а потом спустился в легкий. Что нужно учесть бойцу, который решил спуститься на категорию ниже?

— Есть такой момент для любого спортсмена: меняет он категорию или нет — ему нужно обязательно придерживаться правильного питания. Даже если он вес не гоняет, лучше есть меньше сладкого и меньше соленого.

Правильное питание положительно сказывается на функциональной подготовке. Когда я дрался на 77 кг, практически ничего не гонял и мало соблюдал диету. Подготовка всегда была одинаковой — я тренировался стабильно утром и вечером, не жалел себя. Но даже тогда я замечал, что мои руки забиваются уже после первого или второго раунда. Когда я начал придерживаться правильного питания, стал намного лучше себя чувствовать в бою.

Вообще правило простое — стараться есть больше белка, и меньше сладкого. Разницу я почувствовал на себе.

«Я не нацелен на зрелище»

— Почему Road FC, а не американский промоушен, к примеру?

— В визе в Америку мне давно отказали. Да у многих сейчас проблемы с визами. После того отказа я подписался в Road FC, потому что там есть возможность побороться в Гран-при за хорошие деньги.

— В Гран-при платят только победителю?

— Нет, гонорары платят за каждый бой в зависимости контракта спортсмена. Миллион долларов, как все знают, забирает чемпион. Финалист — то ли 30, то ли 50 тысяч долларов.

— Два опытнейших бойца с огромным рекордом. Ставки высоки — на кону финальный бой и розыгрыш крупной суммы денег. Увидят ли зрители предельно аккуратный поединок против Рониса Торреса или ты постараешься показать зрелище?

— Я вообще не нацелен на зрелище. Если бы я был нацелен на это, то с самого начала бы старался его показать. Не буду скрывать, соперники по Гран-при были не такие серьезные, но я все бои провел до конца. Важно было продышаться.

Нужно с холодной головой подходить к схватке. Никогда не стараюсь идти на опережение. Главное — выиграть. Поэтому надо контролировать ход боя, тогда все будет нормально. Хотя все будет зависеть от соперника. Если он будет напирать, то придется интенсивнее работать.

— Всех бразильцев, с которыми ты встречался, ты побеждал.

— Почти всех, считай, я вырубал. Может, в этот раз я тоже так удачно попаду.

Мой соперник из Бразилии очень хорошо борется, обладает черным поясом по БЖЖ. Последние свои бои он закончил досрочно в первом раунде. Я и сам базовый борец, поэтому, думаю, наша схватка получится борцовской. Поэтому стараюсь подтянуть борьбу с Хабибом, пока он в Дагестане (интервью состоялось 2 февраля — прим. ред.).

— Последний поединок, который ты выиграл нокаутом, — против Гермеса Франки в 2015 году…

— Тогда я ожидал, что бой будет затяжным. К тому же я вышел на него с травмой. Ожидал, что бразилец будет много бороться, но очень удачно попал по нему. Удар был сильным и мощным, и он сразу рухнул.

— С тех пор ты выигрывал только решением. Неужели даже не думаешь о том, чтобы нокаутировать соперника, когда выходишь драться?

— Честно, даже не думаю о нокауте. Нокаут — такая вещь… Он сам приходит. А начнешь думать о нем — не попадешь по сопернику, скорее всего.

С Лео Кунцом, к примеру, вот как было — я думал, что по нему попаду, напирал, встречал его много, но нокаут не смог сделать.

«Хабиб очень хорошо готов функционально»

— В финале Гран-при «Ахмат» ты уступил Халиеву. Хотел бы реванша с ним?

— После той встречи между боями в Гран-при Road FC я провел еще один бой в «Ахмате», и мне хотелось бы еще несколько провести, чтобы снова быть претендентом. В рейтинге я стою на первом месте, а Халиев был обладателем пояса.

После того, как он сделал операцию на глаз, он долго не дрался, а затем вернулся. Ему дали матч, но не титульный. После него он заявил, что уходит в категорию 77 кг. Поэтому сейчас пока не знаю, что будет с реваншем. Сосредоточен только на Road FC, а дальше посмотрим. Наверное, после этого вернусь и заново начну гонку за пояс. В моем весе много крепких ребят. Даже без Халиева будет нелегко.

— Помню, для боя с Эномото ты поднимался полусредний вес.

— У нас с ним были старые счеты. Всем было интересно посмотреть наш поединок, поэтому я на него согласился. Эномото, правда, был тяжелый и большой. На такого тратишь много энергии, задыхаешься, устаешь и можешь отдать концовку.

К примеру, в Америке в 2011 году я держал его на дистанции 5 раундов, но в концовке сам не понял, как и зачем я прошел в ноги…

— Поединок в Америке — единственный, который ты проводил так далеко от дома?

— На тот момент — да. Организаторы немного подвели меня, правда. Я должен был драться с Рашидом Магомедовым, а мне за неделю поменяли соперника на Эномото. Причем Ясубей заранее знал об этом матче.

Наверное, если бы я еще не вылетел в США, то отказался бы от поединка. Ну а так как я уже прилетел туда и прошел определенную подготовку, решил не отступать.

— В Америку ты полетел за несколько недель. За сколько вылетаешь в Азию?

— За 2-3 дня. С Америкой разница больше была, чем с Кореей. Именно поэтому туда едут заранее обычно. На четвертый или пятый день приходится пик акклиматизации, начинаешь засыпать в любое время.

— Кто тебя будет секундировать в этот раз?

— Пока не знаю. У Хабиба точно не получится, потому что он сам улетает на сборы. Если бы у него не было боя, то он, конечно, полетел бы со мной. В «Ахмате» у нас будет много турниров, тренеры будут заняты подготовкой. Обсудим с руководством, кого можно отправить.

Вот если я пройду этого соперника, то на следующий бой Хабиб точно полетит со мной. Думаю, к тому времени он уже выиграет пояс и будет отдыхать.

— Заждался его боя за титул?

— Уже много лет все этого ждем (смеется). Хабиб сам говорит, что ему нужно победить именно Тони. Макгрегор, знаете, такой чемпион… Его чемпионом сделали. А Тони прошел тяжелую дорогу, поэтому пока Хабиб не одолеет его, он не будет считаться настоящим чемпионом.

— Хабиб как-то сказал, что может подраться и с Тони, и с Конором в один вечер. Ты долгое время с ним тренируешься. Как думаешь, это реально?

— Может, он имел в виду, что с кем-то из них подерется в ринге, а с кем-то за его пределами (смеется). На самом деле, Хабиб очень хорошо готов функционально. Мы боремся с ним минут двадцать, после этого он может еще побороться с кем-то. Сначала меня измотать, а потом следующего соперника.

Если бы была возможность, то я бы обязательно полетел с ним на бой. Мне вообще не столько интересно получить контракт с американской лигой и драться там самому, сколько находиться там вместе с нашими ребятами, поддерживать их и помогать в подготовке.

«Не знаю, как жить без спорта»

— Тяжело ли тебе самому готовиться сейчас и помогать подготовке ребятам? У твоего ученика Касума Касумова тоже ведь бой в марте.

— Мы каждый день с Касумом в зале вместе тренируемся. Он смышленый парень, ему не нужно постоянно говорить, что конкретно делать. Я лишь подсказываю.

Вообще в «Ахмате» для бойцов создают все условия. Мне не приходится бегать по разным залам: и тренирую, и тренируюсь в одном. Поэтому совмещать свои тренировки и подготовку ребят намного проще.

Сейчас практически для любого начинающего бойца создают хорошие условия. Если он чего-то добился, то у него есть отличные возможности попасть в клуб, и ему там будут помогать.

Было время, когда вообще на большинство соревнований даже сами себе оплачивали дорогу. Приходилось вести платные группы, чтобы были деньги. Из-за таких бытовых и финансовых трудностей много бойцов перспективных оставляло спорт.

— У тебя были такие ученики?

— Да, были. Были и те, кто из-за травм оставлял. Это тоже обидно.

— Кто, к примеру, если бы не ушел из спорта, то мог бы добиться многого?

— Например, мой младший двоюродный брат — двукратный чемпион мира по боевому самбо Магомед Алхасов. У него только один проигрыш от Рахмана Дудаева, рекорд 12-1. От него потерпел свое первое поражение Абдул-Азиз Абдулвахабов. После того, как пошли проблемы с позвоночником, он оставил спорт.

— Планируешь ли ты после окончания бойцовской карьеры сосредоточиться только на тренерской деятельности?

— Да, других планов у меня пока нет. Я не знаю, как жить без спорта. Хочу остаться в «Ахмате». Тут многое для меня сделали, поэтому планирую помогать ребятам готовиться к боям и делиться своим опытом. Возможно, если в Дагестане откроют филиал «Ахмата», то буду там работать.